Эмоциональный интеллект представляет собой способность осознавать как свои, так и чужие эмоции, понимать реакции окружающих, умение взаимодействовать с другими и справляться со стрессом. Осознание собственных эмоций помогает нам адаптироваться к окружающей среде и успешно общаться с другими людьми.
Американский писатель и научный журналист Дэниэл Гоулман предложил комплексную модель эмоционального интеллекта, включающую пять ключевых компонентов: самопознание, эмпатию, самоконтроль, мотивацию и социальные навыки.
Традиционный интеллект позволяет нам оперировать логическими правилами, фактами и схемами, однако поведение человека не всегда подчиняется логике. Эмоции тесно взаимосвязаны с нашими мыслями и действиями. Для успешного решения жизненных задач, достижения успеха и построения качественных социальных отношений необходимо учитывать влияние эмоций и развивать свой эмоциональный интеллект.
Американский писатель и научный журналист Дэниэл Гоулман предложил комплексную модель эмоционального интеллекта, включающую пять ключевых компонентов: самопознание, эмпатию, самоконтроль, мотивацию и социальные навыки.
Традиционный интеллект позволяет нам оперировать логическими правилами, фактами и схемами, однако поведение человека не всегда подчиняется логике. Эмоции тесно взаимосвязаны с нашими мыслями и действиями. Для успешного решения жизненных задач, достижения успеха и построения качественных социальных отношений необходимо учитывать влияние эмоций и развивать свой эмоциональный интеллект.
Как эмоции влияют на нашу жизнь?
Мотивируют наше поведение и готовят к действию. Обычно, наше влечение к действию, вызванное определенной эмоцией, обусловлено биологически. В экстренных ситуациях эмоциональные реакции позволяют нам действовать быстро и экономить время.
Эмоции передают информацию о нас другим людям. Выражения лица, язык тела и интонация голоса заполнены эмоциональным содержанием и способны передавать информацию быстрее, чем слова.
Эмоции также действуют как сигналы или предупреждения, сигнализируя о том, что "что-то происходит".
Наши общественные нормы порой подавляют определенные эмоции, считая их нежелательными. Однако запрет на переживание и выражение эмоций может лишить ребенка возможности понять себя и других людей.
Существуют распространенные заблуждения о эмоциях:
1. Если другие не одобряют мои эмоции, то их не следует испытывать.
2. Для каждой ситуации есть только одна правильная эмоция.
3. Проявление эмоций означает отсутствие самоконтроля.
4. Некоторые эмоции считаются глупыми.
Родителям важно понимать, что каждая эмоция имеет право на существование и не может быть классифицирована как правильная или неправильная эмоциональная реакция.
Эмоции передают информацию о нас другим людям. Выражения лица, язык тела и интонация голоса заполнены эмоциональным содержанием и способны передавать информацию быстрее, чем слова.
Эмоции также действуют как сигналы или предупреждения, сигнализируя о том, что "что-то происходит".
Наши общественные нормы порой подавляют определенные эмоции, считая их нежелательными. Однако запрет на переживание и выражение эмоций может лишить ребенка возможности понять себя и других людей.
Существуют распространенные заблуждения о эмоциях:
1. Если другие не одобряют мои эмоции, то их не следует испытывать.
2. Для каждой ситуации есть только одна правильная эмоция.
3. Проявление эмоций означает отсутствие самоконтроля.
4. Некоторые эмоции считаются глупыми.
Родителям важно понимать, что каждая эмоция имеет право на существование и не может быть классифицирована как правильная или неправильная эмоциональная реакция.
Все они имеют биологическое объяснение: страх служил защитой от опасности, гнев помогал защищать интересы и собственность, отвращение защищало от неприятных вещей, а грусть и радость придавали смысл событиям и взаимоотношениям с другими людьми.
Как распознать эмоцию: заметить, описать, изобразить
Детский и семейный психолог, автор книг о воспитании Анна Быкова предлагает способ развития эмоционального интеллекта через творческие игры, используя для этого рисунки. В ходе таких занятий родители могут обнаружить, что начинают лучше понимать не только своих детей, но и самих себя, что, в свою очередь, способствует уменьшению конфликтов и обид в семье.
Главная задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям справляться с возникающими эмоциями, признавать их и выражать. Для этого важно начать с того, чтобы назвать их. Чтобы помочь маленьким людям лучше понимать себя и свои чувства, следует объяснить, что модель нашего "я", также как и у окружающих нас, состоит из нескольких компонентов:
Наши чувства оказывают влияние на наши мысли и действия. Для наглядного представления этого можно совместно с ребёнком нарисовать круг, разделённый на три части, и предложить окрасить каждую часть разным цветом. Этот метод позволяет анализировать свои мысли, чувства и действия во время игры или рассматривать ситуации, как приятные, так и неприятные.
Главная задача родителей заключается в том, чтобы помочь детям справляться с возникающими эмоциями, признавать их и выражать. Для этого важно начать с того, чтобы назвать их. Чтобы помочь маленьким людям лучше понимать себя и свои чувства, следует объяснить, что модель нашего "я", также как и у окружающих нас, состоит из нескольких компонентов:
- Двигательная – "Что я делаю?"
- Думающая – "Что я думаю?"
- Чувствующая – "Что я чувствую?"
Наши чувства оказывают влияние на наши мысли и действия. Для наглядного представления этого можно совместно с ребёнком нарисовать круг, разделённый на три части, и предложить окрасить каждую часть разным цветом. Этот метод позволяет анализировать свои мысли, чувства и действия во время игры или рассматривать ситуации, как приятные, так и неприятные.
Советы для родителей
- Если у ребёнка возникают затруднения в определении, как поступить, можно поделиться собственными ситуационными примерами, задавать уточняющие вопросы и обсуждать их вместе: "О чём ты думаешь? Представь, какого цвета эта мысль, и давай окрасим этим цветом раздел, где находятся наши мысли".
- Соотношение различных частей в круге также может меняться. Если в игре участвует несколько детей, можно сравнивать их круги и обратить внимание на то, насколько они различаются.
- Если в игре участвует несколько детей, можно сравнить их круги и обратить внимание на то, насколько они отличаются.
- Родители также могут активно участвовать в игре, так как часто взрослые сами испытывают затруднения в распознавании эмоций и управлении ими.
Важно понимать, что здесь нет правильных или неправильных ответов. Всё, что ребёнок делится в процессе игры, отражает его индивидуальные особенности восприятия и эмоциональных реакций.
Если вы вырежете раскрашенный круг и проколете его в центре зубочисткой или спичкой, вы получите волчок. Когда волчок вращается, цвета смешиваются. Аналогичным образом мы видим взаимодействие наших мыслей, чувств и действий в жизни, создавая общее впечатление во время общения.
Мы в Monremo уверены, что совместные творческие занятия способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей и взрослых, а также помогают им лучше понимать друг друга. Это простое упражнение можно проводить каждый день в разное время, сравнивая изменения в эмоциональном состоянии, выборе цветов и соотношении частей круга. Пусть ваш ребёнок всегда будет иметь под рукой широкий выбор цветов для выражения разнообразных оттенков своего настроения, идеально подходящим для этой цели будет "Набор для рисования цветные карандаши и скетчбук" Monremo.